Евгений Князев: «Русская театральная школа – очень сильна!»

В преддверии Нового года наш город посетил Евгений Князев – народный артист России, ведущий актёр одного из самых знаменитых театров страны – Вахтанговского – и ректор Щукинского института при Государственном академическом театре им. Евг. Вахтангова. На сцене – он очень страстный, с горящими глазами и игрой «взахлёб». А в жизни – скромен и даже немного застенчив, с детскими ямочками на щеках. Параллельно со своей театральной деятельностью артист играет в кино (на его счету около 30 ролей). Особое признание у зрителей получила роль знаменитого предсказателя, которую Князев исполнил в биографическом сериале «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время». Также известен ролями в фильмах «Простые истины» (школьный психолог Павел Зимин), «Пятый ангел» (олигарх Евгений Плоткин), «Путешествие с домашними животными (отец Пётр), «Зеркала» (Борис Пастернак), «Дом с лилиями» (Герман Арефьев) и др. Наша встреча состоялась перед поэтическим вечером «Дом из стихов», на котором в исполнении Евгения Князева были прочтены стихотворения поэтов Серебряного века.

– Литературно-концертный жанр сложен как для зрителя, так и для исполнителя. Здесь требуется умение удержать зал, визуализировать поэзию, что у Вас, несомненно, получается. А сейчас зритель нуждается в таких мероприятиях?

– За этот «литературный» год у меня было множество сольных концертов по всей стране, и при этом я играл в театре. Летя на самолете сюда, в Сургут, сидел и думал, вот зачем всё это мне нужно? Но если приглашают артистов, значит, в этом есть какая-то потребность… Значит, зрителям это нужно! Так и для меня это очень важно. Важно, как пройдет встреча с ними, как я сумею справиться с тем, что я делаю на сцене. Если всё это есть, то появляется ощущение, что ты не напрасно занимаешься своей профессией. Важно еще и потому, что в марте следующего года я буду читать «Пиковую даму» Александра Пушкина на самой главной филармонической площадке страны – в концертном зале им. П. И. Чайковского. 

– Вы человек культуры и искусства, а как Вам удается совмещать актёрскую деятельность и управленческую работу в должности ректора Щукинского института?

– Да как-то получается. Но приходится заниматься и зарплатами, и ремонтом института, и поисками денег для строительства нового здания за училищем, в котором будет зал, где студенты смогли бы заниматься предметом «танец». И это нисколько не мешает моей профессии. Почему? Ну, во-первых, у меня, как и у каждого человека, много разных ролей: начиная с дома, на работе, с возлюбленной, с родителями и т. д. Нам быстро приходится перестраиваться. Так и я, когда захожу в театр, забываю о том, что был ректором и что у меня есть какие-то проблемы, хотя они иногда достают. Вообще всё это любопытно, интересно, я люблю этим заниматься, к тому же мое первое, техническое, образование помогает.

– Вы наверняка присутствуете на вступительных экзаменах в институте. Как, по Вашим наблюдениям, нынешняя молодёжь воспринимает театр и литературу, каким поэтам отдаёт предпочтение?

– Да, иногда я присутствую на экзаменах. На них звучит вся палитра наших замечательных классиков, тем более, что студенты из поколения в поколение знают, что комиссия предпочитает классику. Например, приходит студент, читает Эдуарда Асадова, у него спрашивают: «А у вас есть что-то ещё?» – «Вероника Тушнова». «А что у тебя ещё есть?» – «Пушкин». «Вот, Пушкина давай!» Пушкин, Лермонтов, их не устаешь слушать. А по тому, как ребята читают, можно ещё понять их уровень понимания, уровень подготовленности. Те, ребята которые очень хотят заниматься этой профессией, их видно. Но дальше этого хотения должно быть желание и умение сосредоточить себя на учении. Учение – это всегда рутинный труд, нет там особенного творчества, там нужно заниматься своим телом, артикуляционным аппаратом, развивать слух. Нужно всё время работать. А не вот тебе – ты пришёл и уже играешь. Первые три года студенты вообще не играют, никуда их не пускают, они должны только учиться, что-то осваивать, книжки читать. Становится трудно, и вот здесь уже не все выдерживают. Но интерес студентов к театральным профессиям не изменяется, он продолжает оставаться высоким. Много интересных, талантливых ребят в стране нашей, и они приезжают со всех уголков к нам учиться. В 2006 году наше училище закончила сургутянка Анечка Антонтова, сейчас она актриса театра имени Евгения Вахтангова. У нас учатся и иностранные студенты. Существует даже совместная программа с Лондонской театральной школой, студенты которой с удовольствием приезжают к нам вот уже десятый сезон.

– А что привлекает иностранных студентов в Щукинском институте?

– Не могу сказать, что сам Щукинский институт, скорее, русская театральная школа, потому что она очень сильна. Она имеет настоящую основу, предложенную еще Константином Станиславским, который попытался разложить игру талантливых артистов на составляющие и определить элементы школы театрального мастерства: это и внимание, и физическое состояние, и отношение к месту действия, и оценка факта, и перемена отношения к партнеру. А Евгений Вахтангов был прекрасным учеником и всё это понес дальше в жизнь, в нашу театральную школу. И она стала существовать традиционно. 

– Перед интервью я провела опрос, его результат показал, что большинству опрашиваемых нравится Ваш образ в роли великого провидца Вольфа Мессинга. В чем секрет успеха?

– В чем секрет… Проведите ещё раз опрос, почему людям нравится эта роль, чем это вызвано, и пришлите мне, я с удовольствием послушаю, потому что я могу только догадываться, в чём дело (смеется. – прим.авт.). Я думаю, что уникальность этого человека заключалась в доброжелательности, умении любить, не рвать для себя, в готовности всегда прийти на помощь. Но и, конечно же, в том, что у него болела душа за происходящие события. Я очень люблю эту роль и благодарен судьбе за то, что она у меня есть. 
Недавно ко мне в аэропорту подходили и говорили какие-то слова благодарности за «Дом с лилиями», кто-то благодарит за Сталина и за Троцкого, а кто-то вспоминает горячо любимый мною фильм «Пятый ангел», который показали один раз, но он тоже запал в душу зрителям. 

– В роли Германа Арефьева в «Доме с лилиями» Вы читали стихотворение Иннокентия Анненского «Среди миров», так трогательно и тонко задевая струны женской души… А каково Ваше отношение к женщине? 

– У меня хорошее очень отношение к женской природе, потому что без женщины мир бы остановится и перестал существовать. Потому что женщина, возлюбленная, в будущем став матерью, продолжает род человеческий. Жизнь-то должна продолжаться, а как она будет продолжаться, если не будет женщины?

– Если бы Вам предложили играть роль поэта, кого бы Вы выбрали?

– Блока. Мне очень хотелось бы, но я уже должен посмотреть на себя в зеркало. На сей раз, я думаю, Тютчева можно было бы. Он прожил долгую жизнь, у него биография потрясающая, и там есть что сыграть, с его страстями, с его влюблённостями, женщинами, отъездами. А Блока… был такой период, когда я мог сыграть его. Это был спектакль «Брестский мир» в постановке Роберта Стуруа. Очень хотелось, но не получилось. Необычных, странных, талантливых людей очень сложно играть, но интересно.

Мы используем cookie, чтобы сайт был лучше для вас.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт. (требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")