Елена Пахнюк: «Хор — самый хрупкий инструмент»

Хоровой капелле «Светилен» — профессиональному хоровому коллективу Югры — исполняется 25 лет. В преддверии юбилея мы решили подвести некий итог творческой жизни Капеллы с его руководителем — заслуженным деятелем культуры ХМАО Еленой Пахнюк. В интервью Елена Алексеевна рассказала, какие тонкости скрыты в профессии дирижёра, насколько духовная и классическая музыка сейчас интересна слушателю, почему за рубежом так любят русское хоровое искусство, а также мы поговорили о приоритетах профессионального творческого коллектива: что важнее — участие в конкурсах или гастроли.

— Вы бессменный руководитель «Светилена» уже 25 лет. Чем вас так привлекает пост художественного руководителя и дирижёра?

— Правильнее, наверное, задать вопрос: «Чем вас привлекает профессия дирижёра хорового коллектива», а не пост. Такой пост, как пост художественного руководителя, это всегда кредит большого доверия и ответственность. Это огромный труд, постоянное и системное вложение, прежде всего творческих усилий.

А вот хоровой дирижёр — это исполнитель, инструментом для которого является хор. И только прежде, чем начать играть на нём, его нужно создать. Хор — самый сложный исполнительский инструмент. Никакой другой исполнительский коллектив не может сравниться с хоровым коллективом, прежде всего, трудностью и сложностью настройки. Хор — самый хрупкий инструмент, такой же, как голос человека. Необходимо научить певцов различным техническим и ансамблевым премудростям, с тем, чтобы обеспечить качество и художественную целостность исполнения. Сам процесс такой кропотливой работы для меня чрезвычайно увлекателен.

— Коллектив начинал как ансамбль духовной музыки. Духовные песнопения вы исполняете и по сей день. Насколько сегодня востребована эта музыка?

— Да, вы правы. В течение 17 лет, с начала образования коллектива основой репертуара была русская духовная хоровая музыка. Хоровой ансамбль собственно и создавался для изучения и исполнения именно русского духовного музыкального наследия. И действительно, какое-то время мы исполняли «духовные песнопения», написанные специально для исполнения во время службы в храме. Но только на начальном этапе нашего творчества. Сейчас мы песнопения не поем. Сегодня в репертуаре авторские произведения, которые написаны на духовные тексты, но в церкви, во время службы они, как правило, не исполняются. У этой музыки просветительские и художественные задачи. Она звучит на концертных площадках. 

Надо сказать, что русская духовная музыка в России стала активно изучаться и исполняться только в последнюю четверть ХХ столетия. Духовные концерты Дмитрия Бортнянского, Александра Архангельского, «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова, литургия Петра Чайковского и Павла Чеснокова — этот огромный пласт русской духовной музыки был совершенно неизвестен широкому слушателю. Эти выдающиеся произведения и мы открывали для себя и для нашего сургутского слушателя. Духовный ансамбль «Светилен» был и просветительский, и образовательный, и миссионерский проект одновременно. Мы пели службы и концерты в храмах в Сургуте и округе, пели духовные концерты в лучших концертных залах Москвы и Санкт-Петербурга, выезжали за рубеж. Именно в номинации «Русская духовная музыка» мы получили золотую медаль на Всемирной хоровой олимпиаде в Южной Корее в 2002 году.

Что касается востребованности духовной музыки сегодня. Духовная музыка — это величайшее достояние культуры человечества. Мне кажется, что именно через духовную музыку искусство выполняет свое главное предназначение — совершенствование человека. Когда мы слушаем духовную музыку, происходит некий обряд очищения. Мы получаем эмоции, которые не можем объяснить, что-то заставляет нас плакать, что-то блаженно улыбаться... Вы знаете, слушатели пишут стихи! Мне кажется, что это музыка для думающего слушателя, который приходит в концертный зал не с целью развлечения, которую большинство средств массовой информации выполняют с лихвой, а за эмоциями другого рода. Востребованность классической музыки и духовной в том числе, как мне кажется, сегодня чрезвычайно низка. Очень мало людей, для которых это — потребность. Печально. Классическую музыку и духовную в том числе, просто необходимо учиться слушать и понимать всем. Это то, что сделает нас лучше. К нам на концерты ходит именно такой слушатель, который способен слушать и слышать.

— А вообще, как думаете, какая музыка сейчас интересна людям?

— Слушатели хотят слушать музыку разную. И это выбор каждого. Все зависит от образования и интересов. Начинать воспитывать слушателя необходимо в раннем возрасте и большую роль в вопросе выбора, на мой взгляд, играют родители. Важно, чтобы родители предоставляли своим детям возможность слушать музыку разную, и поверьте, ребёнок всегда выберет «правильную», свою.

Слушатель сегодня в большинстве своем предпочитает слушать, как правило, лёгкую музыку, музыку настроения и драйва. То, что является приоритетным в масс-медиа последние лет двадцать пять. Жизнь, как принято считать, у нас сегодня настолько трудна и сложна, что глубокому размышлению слушатели предпочитают не напряжённое созерцание. Слушатель с удовольствием идет на развлекательный концерт и готов отдать сумасшедшие деньги за «сомнительного» качества продукт, главное, чтобы не скучать, не напрягаться. На концерты классической музыки сегодня лучшие концертные залы России с трудом набирают слушателя, если конечно, это не звезда мирового уровня.

К сожалению, классическая музыка сейчас мало интересна даже тем, кто её изучает. Я имею в виду учащихся музыкальных школ и студентов музыкальных колледжей. Музыку любить не просто, и чтобы стать настоящим слушателем классической музыки её необходимо научиться понимать. А чтобы научиться понимать, надо слушать. Кстати сказать, в вопросе воспитания подрастающего слушателя, как мне кажется, Сургутская филармония делает достаточно. Музыка звучит самая разная, на любой, даже самый изысканный вкус. Надо только дойти до концертного зала.

В Сургуте сегодня мы наблюдаем приток зрителя на классические концерты, и на концерты Капеллы в частности. Приходят люди разного возраста, в том числе, дети. Что не может не радовать.

— Вы выступали на сценах Парижа (IV Международный фестиваль славянской культуры), Греции (Международный фестиваль «Photos»), Кореи (Вторая Всемирная хоровая Олимпиада), Италии (VII Международный фестиваль хоровых коллективов). Чем русского хоровое искусство отличается от зарубежного?

— Русскую хоровую музыку очень любят за рубежом. Прежде всего, за необыкновенную глубину и выразительность. В нашей музыке много драматического, как и в нашей истории. Русская музыка с потрясающей чувственностью и искренностью говорит о человеческих переживаниях, понятных каждому, независимо от национальности. В русской музыке много от нашей веры. Именно вера позволяла нашим русским композиторам создавать величайшие творения всех времен и народов. Размеренное повествование и глубокая философия мысли, в то же время необычайная простота и ясность мелодии, пожалуй, то главное, что отличает русскую хоровую музыку. Концерты Капеллы за рубежом всегда вызывали восторженный отклик и интерес слушателей. Исполнительская манера русских хоровых коллективов так же очень отличается от зарубежных аналогов. Прежде всего, своим высочайшим уровнем исполнительства — профессиональным, искренним и душевным.

— Как в последние несколько лет у «Светилена» обстоят дела с гастролями? Часто ли выступаете в Югре и заявляетесь на зарубежных конкурсах?

— В течение последних пяти лет, кроме как в столицу нашего округа, мы никуда не выезжали. Наш выезд на Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева в Москву случился в 2010 году.

Что касается конкурсов, могу сказать, что в период становления коллектива мы часто подавали заявки, но съездить удалось только на Всемирную хоровую Олимпиаду (мировой конкурс хоров!) Теперь, в статусе филармонического коллектива имеет смысл ездить не на конкурсы, а на гастроли. Я считаю, что хоровые конкурсы — во-первых, это очень дорогое удовольствие, во-вторых, для профессионального хорового коллектива качественное исполнение произведений является нормой, а участие в конкурсе, который даёт такую оценку, может быть на начальном и учебном этапе работы, или когда коллектив имеет статус любительского.

Конечно, любой выезд на гастроли должен быть частью концертной жизни коллектива. Это и просветительская миссия, и привлечение к хоровому искусству новых слушателей. Для коллектива — возможность приобрести опыт исполнительства на различных концертных площадках с различной акустикой. Пока выездных сольных концертов Капелла не имеет. Думается, руководители культуры округа и города понимают, что имея такой мощный инструмент воспитания музыкальной культуры населения, необходимо начинать его использовать.

— Что касается Сургута, то вас можно услышать только на сцене филармонии? Поёте ли вы в храмах?

— Концерты Капеллы регулярно проходят в филармонии, с периодичностью, как правило, один в месяц, с новой программой. В храмах на регулярной основе не поём. Но если приглашают, принимаем участие в праздничной службе и, как правило, по окончании службы исполняем концерт духовной музыки из произведений русских композиторов. Для службы в храме специально разучивается программа, которая не является постоянным репертуаром Капеллы. Пение в храме обусловлено глубоким духовным состоянием певцов, как мне кажется, более осмысленно-молитвенным. Естественное и ясное звучание голосов в изумительной храмовой акустике помогает качественному исполнению, а слушатель получает необыкновенные впечатления.

— Как во время концерта вы понимаете, принимает зритель программу или нет?

— Я слышу спиной дыхание нашего слушателя. Когда в зале звенящая тишина, то знаю, что они дышат вместе с певцами, боясь разрушить хрупкость создаваемого шедевра. И все знают, что повторить это невозможно. Голос — это чудо, не каждый исполнитель, управляя им, может достигнуть души слушателя. А когда хором, в едином порыве, все вместе и в то же время каждый исполнитель со своим глубочайшим переживанием, тогда мы достигаем души наших слушателей и получаем признание и любовь.

— Есть ли у вас в коллективе соперничество? К примеру, за исполнение сольных партий.

— Да, думаю, здоровая конкуренция существует в каждом творческом коллективе. Но выбор солистов всегда делаю я. Считаю, что каждая сольная партия имеет своего гениального интерпретатора. Иногда я поручаю изучение материала двум исполнителям, и кто будет убедительнее, тот и получает сольный эпизод или партию. Иногда альтернативы нет.

— Сколько человек в коллективе на сегодняшний день, и если сравнивать с предыдущими годами это больше или меньше?

— Сегодня в коллективе 30 артистов. В течение ряда лет Капелла имеет стабильный состав. На сегодняшний день наш статус «капелла» предполагает большее количество, как минимум до 40 артистов. Нас никогда не было больше, чем есть сегодня. А начинался ансамбль с семи певцов.

— На ваш взгляд, какой эксперимент за все время существование капеллы был самым смелым?

— Я не думаю, что программы, которые мы создаем, могут попасть под определение «эксперимент». Эксперимент это опыт, шаг в неизвестность, который неизвестно чем может закончиться. Мы же стараемся исполнять для наших слушателей наиболее яркие и выдающиеся произведения русской, зарубежной и современной хоровой классики, проверенные временем и поколениями слушателей.

Но отвечая на Ваш вопрос, скажу, что мы гордимся победой на всемирной хоровой олимпиаде в 2002 году в Южной Корее, своим участием в фестивалях в Париже, Греции и Италии, Москве и Санкт-Петербурге, Кургане и Суздале.

Когда мы вспоминаем нашу историю, мы помним, что пели с великой Ириной Архиповой и Артуром Эйзином, Александром Ведерниковым, Ольгой Кондиной и Маквалой Касрашвили. Мы сотрудничали с оркестром Светланы Безродной, органистами Олегом Янченко и Олегом Киняевым. А совсем недавно мы приняли участие в концерте оперного певца Дмитрия Хворостовского. Это были не только одни из самых удачных концертов нашей творческой жизни, но и то, что оставило глубокий след в биографии Капеллы. Все эти проекты, а также запись диска в Большом зале Московской консерватории, запись концерта для радио «Орфей» — все это достаточно амбициозные и исключительные программы нашего хорового коллектива. А работа с выдающимися хоровыми дирижёрами нашего времени Львом Константиновичем Сивухиным и Борисом Григорьевичем Тевлиным? Как можно забыть исключительное мастерство и уроки этих гениальных современников? Наша концертная жизнь — это продуманные и взвешенные творческие проекты, которые мы стараемся осуществлять на высоком профессиональном уровне.

— Как будете отмечать 25-летие?

— Свой 25-летний юбилей мы отметим концертом, в котором исполним лучшие произведения из наших последних и наиболее ярких программ. Наших слушателей ждёт сюрприз. Это будет необычный концерт, в котором будет царить вдохновение.

— Чего еще ждать слушателям от вас в течение юбилейного года?

— Сегодня все виды искусств, и хоровое, в том числе, переживают определенного рода кризис. На первый взгляд происходит смешение известных жанров и не за горами рождение новых, отвечающих потребностям современного слушателя и зрителя. Творческий поиск привел нас к пониманию этого процесса, и мы сейчас активно творим в этом направлении. Наш слушатель в юбилейном году может ожидать разнообразных, ярких и интересных концертов: русская духовная музыка, русский мюзикл, камерная хоровая музыка, русская песня и романс, современная русская и зарубежная музыка.

Кстати: Имя коллектива «Светилен» происходит от названия молитвы, которая поется на утрени по окончании канона.

Кстати: Юбилейный концерт хоровой капеллы «Светилен» «25 лет на волне вдохновения» состоится 12 февраля в 19.00 на сцене большого зала Сургутской филармонии.

Справка: Первое выступление «Светилена» состоялось 7 января 1991 года в селе Тундрино на освящении церкви святого Пантелеимона (этот день считается днем рождения ансамбля), а уже через несколько дней, 11 января, епископ Тобольско-Тюменской епархии Димитрий благословил коллектив. В 1995 году ансамбль получил статус муниципального коллектива. С января 2003 года «Светилен» становится творческим коллективом Сургутской филармонии.

Мы используем cookie, чтобы сайт был лучше для вас.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт. (требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")